История усадьбы неразрывно связана с историей России, жизнью и деятельностью ярких представителей славных дворянских родов.В 2008 году бывшая дворянская усадьба Марьино Строгановых-Голицыных в деревне Андрианово Тосненского района Ленинградской области вновь стала частным владением.Появилась новая модель существования памятника первой четверти Х1Х века. Пишется новейшая история усадьбы Марьино, которую возрождает владелица Галина Георгиевна Степанова.Степанова Галина ГеоргиевнаУсадьба –  это особый мир домашнего уклада жизни семьи и её окружения. Но он, как в капле воды, отражает эпоху, жизнь и нравы всей России. Находясь при дворе, Строгановы и Голицыны всегда водили дружбу с императорской семьёй, хотя Голицыны были последовательными сторонниками конституционных реформ. Представители этих родов были прекрасными полководцами и просвещёнными дипломатами, основателями более пятисот новых городов в Сибири, строителями горнорудных заводов,  щедрыми меценатами и гостеприимными хозяевами. Они были баснословно богаты и владели огромным количеством земли как в России, так и за её пределами. Марьинская вотчина, с 1841 года майорат, – одна из многочисленных владений Строгановых-Голицыных. Она находилась в Новгородском уезде Новгородской губернии.Библиотека в Марьино Исследователь 1980-х годов Нонна Васильевна Мурашова установила дату основания усадьбы Марьино – 1811 год, по купчей, находящейся в фондах РГАДА. Жена графа П.А. Строганова, Софья Владимировна, урождённая княжна Голицына, став хозяйкой Тосненского имения, «в 1811 году купила деревню Андрианово у вдовы статского советника Сарры Андреевны фон Фок», и на высоком, правом берегу Тосны велела построить торжественный дворец в позднем классицистическом вкусе и заложить английский сад. В память первой владелицы, собирательницы земель Тосненского имения, вдовы «именитого человека» Марии Яковлевны Строгановой, урождённой Новосильцевой, прабабки её мужа графиня назвала усадьбу Марьино.Графиня Строганова сразу заказала проект новой усадьбы своему домашнему Большая Гостиная XIX векархитектору, профессору Императорской Академии художеств, бывшему крепостному из Нового Усолья, А.Н. Воронихину, которого считала лучшим современным зодчим «не хуже Томона». Он успел сделать первый проект дворца, заложить основу гидротехнической системы и спроектировать строительство дорог, ведущих к Московскому тракту. После  его внезапной смерти 21февраля 1814, строительство продолжили его ученики И. Колодин, С. Лукин, Х. Мейер, А. Никитин, П. Иванов, И. Тунёв, П. Садовников.Устройством английского сада руководил англичанин Пигамм. Занимаясь разведением декоративных птиц и овец, которые не только украшали парк, но и равняли газоны, съедая на них траву, садовник арендовал у графини земли за деревней Примерное, где серьёзно занялся фермерством.Строганова Наталья Павловна (Венецианов)В Марьино любили приезжать со своими семьями дочери Софьи Салтыкова Е.П., БрюлловВладимировны: Наталья Павловна Строганова, вышедшая замуж за своего троюродного брата С.Г. Строганова, Аглаида Павловна в замужестве Голицына (в 1845 году стала владелицей Марьино), Елизавета Павловна Салтыкова и Ольга Павловна Ферзен. Единственный наследник всех Строгановских владений граф Александр Павлович погиб на глазах отца 23 февраля 1814 при взятии Парижа, в местечке Краон. Через три года ушёл из жизни глава рода граф П.А. Строганов, сломленный тяжёлыми жизненными ситуациями и болезнью.Усадьба Марьино – это памятник героям шведской, турецкой и наполеоновской войнам,  детище просвещённой владелицы. На этой памяти воспитывались дети и внуки графини. Всё здесь хранило память об ушедших близких людях.  Бережно сохранялись собранные ими коллекции художественных ценностей, библиотека на семи языках, состоящая из десяти тысячБрюллов, Ольга Павловна Ферзен томов, вещи, предметы и письма, которые переплетались в пухлые тома. Самыми дорогими были от матери, княгини Натальи Петровны Голицыной, урождённой графини Чернышёвой, ставшей прообразом Пиковой дамы в Малиновая гостиная княгини Н.П.Голицыной XIX векодноимённой повести Пушкина. Более четверти века она была частым гостем в Марьино и любила кататься по дорожкам парка в своей «зелёной коляске», которую, по просьбе Софьи Владимировны, бережно сохраняли и ежегодно готовили к новым путешествиям старой княгини.Впервые в России в первой четверти Х1Х века управление усадьбой осуществлялось коллективным органом, Марьинским правлением, состоящим из крестьян – бурмистра, десятника, старосты, мирского суда, управляющего и смотрителей.Летом здесь работала Практическая школа земледелия, горнорудных и лесных работ, просуществовавшая с 1823 по 1844 год. Из неё вышел первый русский учёный-лесовод А.Е. Теплоухов, бывший крепостной из деревни Андрианово. 

 На территории усадьбы находились кирпичный, изразцовый и глинобитный заводы, которые обеспечивали владельцам неплохие заработки. Одной из статей дохода была продажа дров, строительного леса, плетёных ивовых корзин «на французский манер», овощей, ягод и фруктов из теплиц, горшечных и кадочных цветов из оранКрыльцо на месте утраченного танцевального зала на северном фасаде Х1Х в.жерей. Особой популярностью пользовался швейцарский сыр, который поставляли в столичные города. Его производителем был лейб-медик графини Строгановой, швейцарец К. Штаубе. Со своей родины он привёз в Марьино пятнадцать тирольских коров, из молока которых производил высококлассный сыр. Как член Императорского Вольного экономического общества графиня создала в усадьбе хлебные запасные магазины, тем самым, помогая правительству бороться с голодом  и бедностью в неурожайные годы.Конного завода в усадьбе не было, но более сорока лошадей разных пород находилось в марьинских конюшнях. Это были рабочие лошади, скаковые, упряжные, коллекционные.После смерти графини С.В.Строгановой  Марьино развивалось как охотничье хозяйство, которым управлял внук графини князь П.В.Голицын, президент Придворной конюшенной конторы, член Императорского скакового общества.Усадьбу посещали все императорские и великокняжеские семьи, начиная с Александра 1 Павловича. Последующие венценосные особы любили охотиться зимой в марьинских лесах на медведя, а осенью на дичь. Охоты тщательно готовились, случались и курьёзы.Д.Доу - Портрет Александра IК началу либеральных реформ Александра 11  почти все марьинские К.Маковский - Портрет Александра IIкрестьяне получили вольные. Выкупные деньги хранились в столичном банке. Правда, воспользоваться этими средствами владельцы могли только с разрешения императора, т.к. по указу Николая 1 от 1844 года майорат «являлся национальным достоянием». Правительственные реформы не помогли сохранить семейные богатства.В истории не бывает сослагательного наклонения. Череда событий и есть история, которая пишется следующими поколениями. Советские декреты в одночасье перечеркнули заслуги и деятельность на благо России многих членов семьи Строгановых-Голицыных. Богатую усадьбу превратили в Музей дворянского быта, одновременно распределяя их имущество и архивы по государственным и частным хранилищам, сбывая их на аукционах и через комиссионные магазины. Повезло Готическому кабинету С.В. Строгановой, Готический кабинет, усадьба Марьино XIX век сделанному по эскизам П.С. Садовникова в мастерских Генриха Гамбса, его отправили на постоянное хранение в Эрмитаж. В 1929 году музей закрыли как «вредный» и открыли там санаторий для членов Академии наук. Потом там обосновался Горно-геологический НИИ АН, который сразу стал испытывать бурильную технику в цокольном этаже дворца, нарушив гидроизоляцию всех помещений. В период войны во дворце был немецкий госпиталь, квартиры для офицеров и казино. Во время бомбёжек дворец серьёзно пострадал, полностью уничтожены восточные галереи и павильон со львами.После войны специалисты НИИ «Спецпроектреставрации» провели научное исследование и приспособили дворец для нужд Детского дома, а в 1990-е здесь находился профилакторий Тосненского завода по производству пороха.***Семейные портреты в музейной экспозиции в бельведереЗная историю жизни усадьбы, нынешние её гости могут в интерактивной форме погрузиться в интересные, занимательные сюжеты, быть активными участниками исторической реконструкции событий. 
 
 
 Автор: Вера Цалобанова