История Усадьбы Марьино
Усадьбе Марьино исполнилось 200 лет
2011 год

В усадьбе Марьино весь 2011 год проходит под знаком её 200-летия, отмечается 110 лет частного владения: 107 – в ХIХ и ХХ веках, и 3 года в ХХI. 90 лет усадьба была общественной собственностью и её приспосабливали под нужды советского государства – музей, санаторий, детский дом и пансионат для военного завода, находящегося в Никольском. Похоже, за последний век здесь никто не оставил культурный след. Наоборот, усадьбу эксплуатировали и постепенно уничтожали, вытравляя их неё истинный дух многих эпох. Некому было за неё молиться и бороться, да и жертвоприношения на её алтарь давно не совершались.

Но вот – второе начало, можно сказать, второе пришествие. Уже три года Памятник первой четверти ХIХ века продолжает сохранять как семейную ценность новая владелица усадьбы Галина Степанова. Ей-то и довелось отмечать столь почтенную дату не только в кругу близких родственников и друзей, которые со своими семьями приехали 30 сентября, но и гостей, непосредственно принимающих участие в Возрождении бывшей графско-княжеской резиденции Строгановых-Голицыных.

Уже в начале юбилейного года на сайтах усадьбы и Администрации Тосненского района (при участии главы Администрации Владимира Павловича Дернова) была выставлена программа будущих торжеств с конкретной сентябрьской датой. Много интересных идей подбросили нам заместитель директора Эрмитажа Владимир Юрьевич Матвеев и президент ГМЗ «Петергоф» Вадим Валентинович Знаменов, с которыми мы не раз встречались по этому поводу и которые имеют колоссальный опыт презентации культурно-исторических и мемориальных объектов. Не случайно была выбрана дата торжества – 30 сентября, день Святой Софии. По документам ХIХ века этот день более века всегда отмечался в усадьбе при стечении многочисленных родственников и гостей.


Весь год в обновляющейся и похорошевшей усадьбе шла активная подготовка к будущему событию. Никто не знал, как и что надо делать и в какой очерёдности. Юбилеи такого уровня отмечались всегда в государственном и даже мировом масштабе, так как имена первых владельцев и строителей усадьбы заняли достойное место в мировой истории, а их потомки продолжают наблюдать со стороны за судьбой этого легендарного места. Теперь ответственность легла на хрупкие плечи опять же женщины-владелицы, стоящей у истоков второго начала.

На «семейном» совете сразу были выдвинуты приоритеты: создать в парке Галерею под открытым небом «Виды усадьбы первых лет её существования» (листы Марьинских альбомов – подарок Русского музея), реконструировать грот-пещеру и гранитную скамейку на их исторических местах, возвести новые парковые строения – перголу, фонтан и колонну в честь 200-летия.

Какими трудами и усилиями подняли парк?! Это отдельная история. Но, всё же, появилось, что показать высоким гостям и удивить журналистов, которые не первый раз приезжают в усадьбу на пресс-тур.

За три дня до праздника в усадьбу приехали долгожданные гости: Пол Эдвард Куликовский с супругой Люси, - прямой потомок императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, урождённой принцессы Дагмар; также в усадьбу прибыл профессор, председатель комиссии по сохранению культурного наследия Общественной палаты Ленинградской области Анатолий Николаевич Кирпичников и его учёный коллега Сергей Борисович Горбатенко. Оба профессора подарили усадьбе на юбилей свои научные труды по изучению российской государственности. Эти книги пополнили коллекцию вновь создающейся усадебной библиотеки.

Поймать золотую рыбку

Итак, 30 сентября 2011 года выдался не по-осеннему тёплый и ясный день. Режиссёр праздника уже в полдень расставил в парке технику и статистов. Гости, почти каждый с роскошным букетом цветов, собрались в 15 часов у каретного сарая, где в праздничном параде выстроились отреставрированные кареты ХIХ века и откуда отъезжали прогулочные экипажи с гостями. Презентация новой коллекции на фоне надписи, выложенной марьинскими яблоками «200 лет», прошла успешно. Духовой оркестр, под руководством Павла Опоровского, играл марши М.И. Глинки, а маленькие безмолвные маркизы с выбеленными лицами приглашали гостей согреться грогом. Согревшись, гости под звуки бравурной музыки, в сопровождении гидов отправились в интерактивное путешествие по Марьинскому парку.

У Белого-Невестина моста их ожидали два ангела с удочками. Они ловили золотую рыбку в пруду и приглашали гостей к ним присоединиться. Те, кто поймал, спешили запечатлеть себя для истории в большой золотой раме, которая стояла неподалёку, на Жёлтом мостике, украшенном жёлтыми тыквами. Все ожидали появления Феи и её волшебства: сейчас одна из тыкв, самая большая, превратиться на их глазах в золотую карету, и гости счастливые поедут в ней на Марьинский бал. Почти, как в сказке про Золушку.

Золотую рыбку удалось поймать только чете Васильевых из Примерного, с которой они и запечатлелись для истории. Из своего частного зоопарка они подарили усадьбе козла Бенедикта с золотыми рожками. Весь праздник он весело блеял на одной из лужаек парка, что очень оживляло немое действо.

По старым рецептам

На правом берегу Большого или Карпиева пруда, у перголы, гостей ожидал кусочек итальянской жизни, символ изобилия и плодородия: померанцевые деревья, вазы, доверху наполненные золотыми цитрусовыми плодами – ешь, не хочу, и запевай французским белым Бордо. Вкусив яркого северного солнца, гости поспешили к следующим «металлическим» картинам в Галерее под открытым небом на аллеях парка, где тут же ожил ещё один памятный эпизод о первой марьинской сыроварне, поставленной швейцарцем Френтисем Штаубе.

Его праправнучка Мария из деревни Андрианово привезла на телеге столько головок сыра, сваренного ею по старым рецептам деда, что некоторые просили её поделиться секретами и даже предлагали работу.

Чтобы не потеряться в огромном парке с ландшафтными перепадами, на холмистых местах возвышались люди на ходулях, они-то и указывали направление движения гостей.

Следующим, не менее экзальтированным явлением стал Красный мост через реку Тосну. Около него расположилась беспошлинная таможня, напомнившая гостям, что в XVII веке здесь проходила граница между Московским государством и Шведским королевством. Старые таможенники угощали пришельцев из ХХI века водкой с солёным огурцом и баранками. Проход по мосту на бывшие шведские земли был неограничен.

Все, кто вернулся со «шведского» похода вовремя, успел к кульминации паркового праздника – открытию Колонны в честь 200-летия усадьбы, автором которой стал молодой петербургский скульптор Илья Литвинов. Ведущая Вера Цалобанова пригласила желающих выступить с ответным словом. Открыли церемонию главы города Тосно Валерий Захарович Гончаров и Тосненского района Сергей Владимирович Баранов. Они отметили, что новый памятник столь высокого художественного уровня пока единственный на тосненской земле. Сделан хороший почин, серьёзный вклад в русскую культуру частного инвестора – Галины Степановой. Значит, традиции продолжаются. Депутат Законодательного собрания Ленобласти, частый гость в усадьбе, Юрий Васильевич Соколов подарил Галине Георгиевне вырицкий гобелен с изображением Храма в деревне Лисино, видимо, с предсказанием, что не за горами то время, когда Троицкая церковь вернётся в лоно усадьбы. От мировой музейной общественности Слово держал президент ГМЗ «Петергоф» Вадим Валентинович Знаменов, он подарил огромный богато иллюстрированный альбом «Петергоф», издание 2005 года, авторы В. Знаменов и Н. Вернова, подготовленный к 300-летию Петергофа. Роман Зайцев, помощник депутата Госдумы от Тверской области, привёз с собой живой подарок – поэта Валентину Сергееву, которая украсила открытие своими высоко гражданскими стихотворениями, она же подарила два диска своих поэтических сборников.

Её муж приготовил уникальный подарок – небольшую книгу Х1Х века с автографом «А. Строганов». Муж же хранительницы Марьинских альбомов в Русском музее Ольги Анатольевны Капарулиной своим поэтическим экспромтом усилил тему любви и ответственности каждого человека на земле. После его чтения стихов Ольга Капарулина подарила труды Русского музея, в которых мы сразу нашли новые, неизвестные нам, изображения Строгановых-Голицыных. Поистине, неоценимая помощь усадьбе! Под звуки «Славься…» М.И. Глинки Галина Степанова, Илья Литвинов и представители Тосненской Администрации развязали белые ленты на шее бронзовых борзых собак, сидящих у подножия Колонны. Гости долго ещё кружили вокруг гранитно-бронзового чуда, но люди на ходулях усердно приглашали их во дворец, где торжество продолжалось.

В Белой гостиной играла скрипачка, на стенах заняли своё место портреты первых владельцев усадьбы С.В. и П.А. Строгановых, копии художницы О. Вьюношевой с оригиналов Монье, и их дочерей: светлейшей княгини Е.П. Салтыковой и графини О.П. Ферзен, копии художника Б.А. Семёнова с оригиналов П.К. Брюллова. Все оригиналы находятся в коллекции Русского музея.

В бывших жилых помещениях княгини Н.П. Голицыной, Пиковой дамы, гости воображали в кресле старую графиню, исполнявшую арии из одноимённой оперы П.И. Чайковского. Кто-то присаживался послушать звуки воображаемого чарующего голоса, кто-то рассматривал новые интерьеры, кто-то спешил на открытие объявленных выставок.

Центральным событием во дворце стало открытие двух первых персональных выставок: «Судьба усадьбы Марьино» в художественных фотографиях 2008-2011 годов Галины Степановой, и скульптурные работы Ильи Литвинова, автора собак у Колонны. Обе выставки имели успех. Внимание посетителей привлекла композиция «Детство», которая, без сомнения, в дальнейшем могла бы по-новому украсить парк перед северным фасадом дворца, который сейчас поставлен на реконструкцию.

Разогревшиеся богатыми впечатлениями гости с радостью приняли приглашение владелицы усадьбы на праздничный ужин в Охотничьем зале. Стол был сервирован на сто персон. Места хватило всем. Звучала танцевальная музыка. Лились речи,вручались подарки. Владелец музея «Ампир» Евгений Анатольевич Пылаев подарил современную копию живописного портрета княгини Голицыной, неизвестного художника, 1830 года. Это серьёзное приобретение нашло своё достойное место в бывших парадных помещениях дворца. Людмила Валентиновна Коваль, зам. директора по научной работе ГМЗ «Павловск» рассказала о связях императорской резиденции в Павловске и Марьинской усадьбы через гений Андрея Никифоровича Воронихина. От имени директора Н.С. Третьякова она подарила красочный альбом «Павловск», 2010 года издания с его редакцией и предисловием. Куратор Пятого фестиваля «Императорские сады России 2012» Ольга Анатольевна Черданцева пригласила усадьбу Марьино принять участие в новом проекте, посвящённом 1150-летию Российской государственности.

Апогеем вечера стал концерт солистки Мариинского театра Марии Максаковой, специально прилетевшей из Вены в деревню Андрианово. Случайное знакомство с певицей не помешало ей проникнуться к богатой истории усадьбы и её владельцев, - она подготовила специальную программу для Марьинского салона вместе со своим арт-директором Павлом, и на высоком творческом подъёме выполнила свою миссию. Диапазон её вокальных возможностей неоценим.

Мария начала концерт исполнением Хабанеры Бизе из оперы «Кармен» на высоком страстном пении, а во втором отделении поразила слушателей своим романтическим загадочным голосом, с фольклорными интонациями, исполнив вариации русских песен из репертуара американской певицы русского происхождения Дины Дурбин. Гости долго не отпускали певицу. Только фейерверк заглушил их овации, и буйствовал на небе в течение 15 минут.

Так отметили в усадьбе её 200-летний юбилей. По словам Вольтера, ничего лучшего, чем жизнь в усадьбе, человечество ещё не придумало.