Рождение А. Рубцова окутано тайной.
Об отце художника нет никаких сведений — мать Евгения Александровна Рубцова родила его вне брака и замужем никогда не была. Возможно её изнасиловали, возможно несчастная любовь. Материнской привязанности к сыну она не испытывала и никак им не занималась. Мальчика воспитывал его дед Александр Иванович Рубцов, потомственный почетный гражданин Петербурга, который дал ему свою фамилию и отчество, а фактической матерью стала Екатерина Александровна (Карловна) Вахтер, воспитывавшаяся в доме Александра Ивановича. Екатерина Вахтер была талантливой художницей, которая стала одной из первой женщин, закончивших Академию художеств. Вместе со своим мужем художником Яном Францевичем Ционглинским она стала творческим наставником, раскрывая художественное дарование юного Рубцова. Втроём они много путешествовали и прививали своему воспитаннику любовь к живописи.
В 1904 году Александр Рубцов закончил гимназию с серебряной медалью, а в 1904-1912 годах учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ у К.Е. Маковского и И.Е. Репина.
Имение Рубцовых располагалось рядом с Марьино на другом берегу реки Тосна. Как говорится, дружили домами. В архивных документах начала XX века мы находим письмо одной из дочерей князя П.П.Голицына, где говорится: "Вчера были у Рубцовых в гостях. Играли и весело провели время". Неудивительно, что Александр Рубцов, его крестная мать Екатерина Александровна Вахтер и наставник Ян Францович Ционглинский были частыми гостями в усадьбе Марьино. На своих картинах они запечатлели Марьинские пейзажи и дворец. Голицыны были гостеприимными хозяевами — в Марьино всегда находили радушный приём художники и деятели искусства.
В жизни Александра Александровича Рубцова усадьба Марьино сыграла особую роль. Он много раз писал здесь свои картины во время обучения: «Гостиная. Марьино» (1909 г.), «Жёлтая гостиная» (1910 г.), Марьинские пейзажи. Неслучайно Александр Рубцов выбрал именно усадьбу Строгановых-Голицыных для своей дипломной работы в Императорской Академии художеств. В 1912 году молодой художник представил на суд комиссии 3 работы: "Ампир", где запечатлел интерьер Красной гостиной, "Семья князя П.П.Голицына в библиотеке" и "Две колонны. Марьино" (пейзаж).
За картину «Ампир» А.А.Рубцов был удостоен звания художника и пенсионерской поездки за границу на 4 года, где он за счет Академии продолжил свое образование. Октябрьская революция 1917 года коренным образом перевернула жизни миллионов людей, в том числе и жизнь Александра Рубцова. На родину он уже не вернулся, но осел в Тунисе, который привлек его своим ярким солнцем, необычной арабской культурой и бескрайним морем... Русский художник полюбил эту страну всем сердцем, что выразил в своих многочисленных работах, как пейзажах, так и портретах.
Всю свою жизнь А. Рубцов посвятил творчеству. Семьи он так и не создал, его супругой стала Живопись. Наследие Рубцова — это около 3000 картин, акварелей, портретов, мозаик и этюдов. Работы Александра Александровича представлены в столичном музее Туниса, музеях Carnavalet и Petit Palais в Париже.
Художник скончался 26 ноября 1949 года от туберкулёза во французском госпитале в городе Тунис. Живя за границей, Рубцов всегда говорил исключительно по-французски, который знал в совершенстве, но, как рассказывали его друзья, в последние дни и часы своей жизни, находясь в бреду, он говорил только по-русски и описывал русские березы...
Его друзья похоронили Рубцова на русском участке тунисского христианского кладбища Боржель. В 2019 году силами Представительства Россотрудничества в Тунисе на могиле художника был установлен барельеф с рельефным изображением Александра Александровича.
На сегодняшний день А.А.Рубцов считается выдающимся художником Туниса, который имеет большое признание и в Европе. Его картины ценятся как в Тунисе, Франции, так и в других странах. Интересно, достиг бы Александр Рубцов такой известности, если бы не гостеприимная семья Голицыных и усадьба Марьино?..