Участие в IV Международном фестивале "Императорские сады 2011"
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "ВОЗРОЖДЕНИЕ УСАДЬБЫ МАРЬИНО" принял участие в IV Международном фестивале "Императорские сады 2011", который проводит Благотворительный фонд "Возрождение дворцов Русского музея"

Благотворительный фонд «Возрождение усадьбы Марьино» создан в 2008 году. На средства фонда проводятся исследования, создаются проекты реконструкции северного фасада дворца, интерьеров и парковых строений.

Площадь английского парка составляет 15 га. За три года проведены основные ландшафтные работы по его расчистке, сделан дренаж на трёх полянах, высажено более 1000 деревьев и кустарников. Пролечены все старые деревья. Восстановлены дорожки по плану усадьбы 1845 года. Воссоздан каскад прудов с плотинами и водопадами, как часть жаровской гидротехнической системы, авторами которой были А. Воронихин, С. Лукин и П. Садовников. Отреставрирован каменный мост, возведенный в 1817 году по проекту И. Колодина. Через пруды и реку Тосну на территории усадьбы перекинуты четыре моста, утраченные в ХХ веке.

Краткая историческая справка

Усадьба Марьино основана в 1811 году графиней С. В. Строгановой (1775–1845), урождённой княжной Голицыной. В 1811–1817 гг. каменный барский дом был перестроен по проекту А. Воронихина его учеником архитектором И.Колодиным.В имении также работали архитекторы А. Никитин, Х. Мейер, П. Иванов, П. и Н. Садовниковы, В. Кенель. «Английский сад» был разбит садовником из Великобритании Пиггамом. Немецкий учёный лесник Зандрок составил первую карту усадьбы и сделал описи лесных угодий. Первый русский учёный лесник А. Теплоухов, житель села Андрианово, был среди первых выпускников Марьинской школы практического земледелия, получил вольную от графини Строгановой. В 1840-годах служил в Лисинском лесном училище.

Дворцово-парковый ансамбль представляет собой удивительно гармоничное существование развёрнутой к солнцу торжественной палладианской виллы на фоне северной русской природы. Декоративная роспись парадных помещений дворца была исполнена группой итальянских художников под руководством известного живописца и портретиста Д.-Б. Ортолани по эскизам Д.-Б. Скотти.

При жизни С.В. Строгановой Марьинская усадьба, куда входила и Школа практического земледелия, была доходным имением – здесь были оранжереи и теплицы, обширное огородное хозяйство, фермы, птичники, конюшня, паровая и водяная мельницы, хлебные магазины, хозяйственные постройки и мастерские.

Исторические перемены ХХ века существенно повлияли на судьбу Марьино и оставили свой разрушительный след в его облике. С 1930-х годов здесь располагался в течение долгих лет детский дом, позже, в 1980-х годах здание было приспособлено под нужды профилактория Ленинградского завода «Сокол».

ЭТЮД “Итальянский полдень”
Концепция проекта
«ЭТЮД “Итальянский полдень”»

Авторский коллектив:

Руководитель проекта – Галина Степанова

Ландшафтный дизайнер – Геннадий Пастушенко

Научный руководитель проекта – Вера Цалобанова

Тема итальянского искусства буквально пронизывает 200-летнюю историю усадьбы Марьино – некогда великолепной резиденции Строгановых-Голицыных.

Композиция «Этюд» представлена в виде оживших картин на фоне репродуцированных изображений полуколонн и террас Марьинского дворца.

Трёхчастная конструкция состоит из изображения дворца – в центральной части, и боковых панно-окон. На одном панно мы видим изображение старой фотографии Большой гостиной со вставкой современной фотографии этого помещения. На фото начала ХХ века отчётливо видна настенная живописная роспись, сделанная по эскизам Дж.-Б. Скотти. Перед окном размещена инсталляция – на столике корзина с виноградом. На другом панно – репродукция картины А. А. Рубцова «Малиновая гостиная в усадьбе Марьино» (Марьино, 1911-1912, дипломный проект выпускника Императорской АХ. Мастерская К.Ф. Ционглинского. Х., м. Архангельский областной музей изобразительного искусства.). Центральную часть картины занимает вид итальянского окна с русским пейзажем за ним. На ступеньках стоит корзина с вином, рядом – мольберты с копиями портретов работы К. П. Брюллова «О. П. Ферзен на ослике» (1835. Бум., акв. ГРМ) и «Е. П. Салтыкова» (1833-1841. Х., м. ГРМ).

Дочери графини С.В. Строгановой были большими поклонницами итальянского искусства. Графиня О.П. Ферзен и светлейшая княгиня Е.П. Салтыкова путешествовали по Италии в кругу русских художников-пенсионеров: К.П. Брюллова, П.Ф. Соколова, О.А. Кипренского, у которых приобретали их художественные творения. Теперь эти коллекции составляют лучшую часть собрания Государственного Русского музея. Памятна работа К. Брюллова 1830 г. «Итальянская семья. В ожидании ребёнка», которая была приобретёна Е.П. Салтыковой в год рождения её сына, светлейшего князя Николая Ивановича, будущего обер-шенка Двора.

Между частями конструкций вставлены колонны, обвитые виноградной лозой, с висящими на ней спелыми кистями винограда. Перед конструкцией Императорские сады России 2011Императорские сады России 2011выложена цветочная композиция в виде солнечных часов, которые в Х1Х веке находились в центре курдонера.

Содержание триптиха и используемый декоративный материал раскрывают связь прежних владельцев усадьбы с итальянским искусством. Каждый посетитель проекта становится гостем виртуальной усадьбы и может ощутить радость и полноту жизни «итальянского полдня».