Эклектика у "Пиковой дамы"
30 сентября 2011 - "Санкт-Петербургские ведомости"

Сегодня усадьбе «Марьино» в Тосненском районе, родовому имению двух славных российских фамилий – Строгановых и Голицыных – исполняется 200 лет. Накануне там побывал корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей».

В единственную сохранившуюся в Ленобласти каменную дворянскую усадьбу жизнь начала возвращаться несколько лет назад, когда ее купила нынешняя владелица Галина Степанова. В этом году она получила национальную премию «Культурное наследие» в номинации «Владелец» за личный вклад в сохранение памятника первой четверти XIX века. Мы бродили сперва по аллеям парка, а потом и по барскому дому вместе с археологом Анатолием Кирпичниковым. Профессор истории и председатель областного отделения ВООПИиК не скрывал восхищения. – Вот что значит толково распорядиться исторической реликвией, которую государство не стало бы за свой счет возрождать! – восклицал Анатолий Николаевич, развивая свою давнюю идею спасения нашего исторического наследия частником. – Этого не надо бояться, ведь есть же обременение – условие отреставрировать и хранить усадьбу, пуская в нее всех желающих.

За последний год в усадьбе произошло немало перемен. Прошлым летом пруд перед барским домом был только-только расчищен и еще пуст, а теперь в нем плясали дождевые пузырьки, а посередине бил изящный фонтан. В английском парке, устроенном по плану 1845 года, восстановлен каскад прудов с водопадами и плотинами, над водами повисли белые мосты. Правда, некогда они были деревянными, но теперь их решили сделать более долговечными, в металле.Еще один мост, каменный, был построен по проекту И. Ф. Колодина еще в 1817 году. А вот Красного вантового моста, перекинутого через Тосну, в позапрошлом веке не было и быть не могло: река отделяла владения Строгановых – Голицыных от егерского хозяйства императорского министерства двора.

"- Но теперь обширная территория за рекой тоже принадлежит нам: мы частью выкупили земельные паи у местных жителей, частью получили в пользование от местных властей пустоши, – поясняет Галина Георгиевна Степанова. – И решили соединить их с парком мостом. Там мы задумали разбить фруктовый сад." Есть и еще новинки. Накануне 200-летия усадьбы в честь этого в парке на пригорке вознеслась гранитная колонна, увенчанная золотым имперским орлом. У ее подножия улеглись две черные чугунные гончие. Поставлены и въездные ворота, а в парке декорированы фасады водонапорной башни. В самом дворце отреставрированы все восемь скульптур львов, вырезанных в 1821 году из пудожского камня для украшения высоких крылец четырех флигелей и теперь покрытых защитной известковой мастикой. Идут работы и в парадных помещениях первого этажа, где постоянно пополняется музейная экспозиция, формируется коллекция живописи, предметов декоративно-прикладного искусства и гардероб исторических костюмов XIX века. В проеме приоткрытой двери бархатный малиновый кринолин, заглянул и ахнул. За дверью – явно покои гостившей тут часто княгини Голицыной! Той самой «усатой княгини», что послужила прототипом пушкинской пиковой дамы.

"- Поначалу я пять дней работала в своем агентстве недвижимости, а выходные посвящала усадьбе, – рассказала Галина Георгиевна.– А теперь все время провожу тут – уж очень интересно!"

"- И уже чувствуете себя хоть немного помещицей?"

"- Да где там! Чувствую себя рабыней «Марьино»: встаю в семь, ложусь в два – и ни минуты без разрешения каких-то проблем..."

Справедливости ради скажу, не все специалисты разделяют восторги по поводу восстановления усадьбы. Иные считают, что в парадных комнатах перебор предметов, нарушающий стиль. Однако в XIX веке так оно и было: торжествовала эклектика. "– Вот и про мраморную перголу на том берегу пруда говорят, что она неуместна, – задумчиво бросает Галина Степанова, кивая на изящное садовое устройство, белеющее на фоне изумрудной травы. – Что ж, может быть... Но ведь, по сути, нынешнее «Марьино» – гостевой дом, как, кстати, и при его первых владельцах. У нас часто играют свадьбы, и, знаете, как красиво, когда молодые отплывают на лодке от дома, где мы их провожаем, причаливают и заключают брак под мраморными балками перголы и среди ее ваз с цветами.