Танцпол у помещицы
Санкт-Петербургские ведомости, 06.07.09, spbvedomosti.ru

О судьбе усадеб нашего края говорится немало. Все мы знаем, в каком они сегодня захиревшем состоянии. И неудивительно! Вон даже глава комитета по архитектуре и градостроительству Ленобласти Валерий Ким сказал нам как-то: «Нельзя сохранять абсолютно все старинные дома... Надо рациональнее использовать территорию!».

Состоятельная россиянка Галина Степанова знает, как можно использовать не только территорию, но и сами исторические постройки.

...Вечером я свернул с Московского шоссе, пересек речку с загадочным названием Пялья и остановил машину у разлива грязи, посредине которого стоял экскаватор. Оказалось, это сохранившаяся часть высохшего усадебного Карпиева пруда. И на фоне этого, как мне подумалось, безобразия в сени больших деревьев вдруг сверкнула светло-желтыми фасадами усадьба Марьино, которая выходит к пруду полукруглым курдонером.

Здесь вовсю, несмотря на поздний час, шли работы. В одно из окон, откуда раздавался стук отбойного молотка, по металлической лестнице поднималась женщина в пиджаке. Оказалось, что это хранитель особняка Вера Цалобанова решила запечатлеть «на цифру», как идет реставрация. Она-то и рассказала мне, что история имения началась еще в конце XVIII века. Существует предположение, что первый усадебный дом был выстроен здесь графом Александром Строгановым и выглядел скромно. Но после Отечественной войны 1812 года облик его совершенно преобразился. Есть версия, что проектом перестройки занимался известный зодчий Андрей Воронихин, а также его преемник Иван Колодин. Работы начались в 1813 году, а закончились в 1814-м. Старый дом стал ядром нового – подковообразного в плане.

Достоверно известно, что с 1801 года имением владела Софья Владимировна, урожденная Голицына. С 1816-го по ее приглашению в Марьине работал планировщик садов и парков архитектор Адам Менелас. За два года он преобразил прилегающую к дворцу территорию, устроил здесь систему прудов, построил мосты, разбил сады и парк.

Сегодня в более или менее хорошем состоянии сохранился разве что сам особняк. Арочный мостик, собранный из мощных камней и переброшенный через Поваренный ручей – приток Пяльи, в советские годы серьезно пострадал. В середине прошлого века его решили спрямить и... положили сверху мощные железобетонные плиты, отчего произведение инженерного искусства просело. Сейчас плиты убрали – мостик решено восстановить. Работы должны закончиться уже в августе. К этому же сроку предстанет во всей красе и Карпиев пруд.

В этом месяце собираются увезти на реставрацию восемь скульптур львов, установленных тут в 1821 году. Таких каменных сторожей использовали владельцы многих загородных усадеб. Здесь у боковых входов сидят с шаром под лапой две пары львов, а вдоль крыльев – две пары львиц. Они стали уже совсем плохи, в том числе от бесчисленных «наездников», которые седлают эти произведения из пудостского камня, чтобы сфотографироваться.

Ну а полноценная реставрация самого дворца начнется не раньше следующего года. Проект уже готовится. Чего только не видело за свои послереволюционные годы это здание! Хозяевами тут были и Музей Петроградской губернии, и Геологоразведочный институт, который пытался углублять подвал, чем вызвал подтопление грунта, и санаторий Академии наук. Во время войны усадебно-парковый комплекс сильно пострадал, восстановительные работы шли до середины 1960-х. После этого помещения отдали школе-интернату, а затем – профилакторию тосненского завода «Сокол».

Марьину повезло, что у него всегда были хозяева. И тем не менее усадьба пришла в упадок. Продаже имения в частные руки летом прошлого года краеведы обрадовались: ведь появилась надежда на восстановление. Тем более что планы были озвучены весьма оптимистические – создать здесь гостиницу. Часть помещений уже приведена в порядок, в них воссозданы интерьеры, и они действуют как гостиничные номера. Сутки пребывания здесь, по словам хранительницы, стоят «всего пять тысяч рублей». Но попасть в здание смогут не только постояльцы – тут обещают проводить экскурсии. На будущее запланировало воссоздание двухсветного танцевального зала, который сгорел еще в 1899 году. Теперь на уцелевших фундаментах отстроят новодел.

...Сама владелица со своими родственниками обитает в имении. Когда Галина Степанова узнала, что к ней гости из Петербурга, она не спеша прошла в гостиную на первом этаже центрального корпуса и элегантно присела на единственный стул – как настоящая помещица. По ее словам, покупать Марьино или не покупать, проблемой для нее не было: «Приехала, увидела. Думаю: надо брать. Усадьбы мне всегда были интересны, а тут еще и руки можно приложить». Никаких сверхзадач, по словам госпожи Степановой, она не ставит: просто постепенно целенаправленно восстанавливает усадьбу.

«Устала, но не пожалела», – признается она.