Усадьба Марьино: вековые традиции и современная функция
Апрель 2011 - специализированный журнал «АРДИС: Архитектура, Реставрация, Дизайн и Строительство»

Дворцово-парковый ансамбль усадьбы Марьино, которому в сентябре 2011 года исполнится 200 лет, стал одним из последних шедевров великого русского зодчего А. Н. Воронихина. Вместе с И. Ф. Колодиным, С. П. Лукиным, А. Н. Никитиным, П. С. Садовниковым и другими своими учениками он положил немало сил, чтобы создать неподалеку от Санкт-Петербурга яркий и запоминающийся образ, в котором органично взаимосвязано все — главный дом, вспомогательные постройки, малые формы, ландшафт, рельеф. Работала эта творческая команда, воплощая замыслы хозяйки обширного участка — графини Софьи Владимировны Строгановой. Строительное исполнение проекта, в основном завершенное в 1811 г., также оказалось на высоте — специально для этих работ сюда пригласили мастеров из Англии, Швейцарии, Швеции и Германии. Роспись парадных помещений была выполнена по эскизам Дж. Б. Скотти бригадой итальянских художников под руководством Ж.-Б. Дамона-Ортолани. В сочетании с удивительной природой здешних мест «рукотворная» часть ансамбля производила действительно неизгладимое впечатление на приезжих и проезжих. Авторам удалось настолько рационально расставить планировочные акценты, так убедительно воспользоваться стилистическими приемами своего времени, что еще при жизни Воронихина в обеих столицах об усадьбе заговорили как о достойнейшем произведении архитектурного искусства.

К середине 1910-х гг. на территории нынешней Ленинградской области, а в ту пору столичной, Санкт-Петербургской, губернии насчитывалось почти две сотни дворянских усадеб. По прошествии столетия количество таких объектов едва ли не на порядок сократилось, причем процесс их исчезновения принимает все более угрожающие масштабы. По этому поводу сегодня впору бить настоящую тревогу.

Имение Строгановых и Голицыных — тех самых, которые владели огромными землями и основали более 500 новых городов и поселений на просторах Сибири, оставив след в отечественной истории как великие полководцы и храбрые воины, блестящие дипломаты, щедрые меценаты и гостеприимные хозяева — по праву считается одним из выдающихся национальных памятников архитектуры и садово-паркового искусства первой четверти XIX столетия. Долгое время эта усадьба пользовалась репутацией образцового фермерского и охотничьего хозяйства, где нередко гостили члены императорской семьи, видные сановники и представители самых известных дворянских фамилий. К тому же и первая в России летняя школа практического земледелия была создана графиней Строгановой именно здесь. На протяжении почти всего позапрошлого и начала прошлого веков школа исправно работала, обучая крестьянских детей строительным специальностям, профессиям лесовода, слесаря, конюха и управляющего помещичьим хозяйством.

В господском доме была собрана уникальная библиотека из 10 тыс. томов, в конце 1920-х гг. частично переведенная в фонды РНБ и Государственного Эрмитажа. Интерьеры здания хозяева старательно украшали произведениями из ценных художественных коллекций эпохи Возрождения. Примечательно, что в течение первого после революции десятилетия все это должным образом сохранялось и демонстрировалось трудовому народу в качестве экспонатов Музея дворянского быта. Его экспозиция, кроме того, содержала немало семейных реликвий бывших хозяев дома, а фондохранилище — переписку графини с императором и императрицами, мужем, братом, детьми и матерью. После ликвидации музея в 1928 г. его собрание было расформировано и распределено по более чем 55-ти государственным хранилищам, причем много ценных предметов тогда же «ушло с молотка» на Берлинском аукционе.

На протяжении нескольких лет основной объект архитектурно-паркового ансамбля оставался практически «бесхозным», хотя наиболее серьезные испытания ему выпали несколько позднее, в годы немецкой оккупации Марьино. Прямо внутри дома были устроены военный госпиталь, квартиры и казино для офицеров Вермахта. Разрушения и утраты, постигшие усадьбу в тот период, оказались настолько существенными, а государственные резервы средств на их устранение и восполнение — скромными, что даже приступить к восстановлению постройки удалось лишь через полтора десятка лет после войны. В 1960 году усадьба официально обрела статус объекта охраны союзного значения, начался ее частичный реставрационный ремонт с параллельным приспособлением под размещение детского дома. Впрочем, и это учреждение не задержалось здесь навсегда — с началом перестройки сюда перебазировался пансионат одного из тосненских предприятий. Все это время сменявшие друг друга хозяева (конечно, в пределах своих финансовых возможностей и пользовательских полномочий — то есть, как могли) поддерживали памятник. Однако при таких перипетиях с функциональной нагрузкой, да еще и без сколько-нибудь ощутимой господдержки деградация всего ансамбля и его пространственной доминанты становилась неизбежной. Ситуацию, которая к исходу прошлого века воцарилась на территории Марьино, иначе как критической не назовешь.

Нельзя исключать, что и эта дворянская усадьба близ деревни Андрианово Тосненского района могла пополнить длинный и печальный мартиролог безвозвратно утраченных памятников Ленинградской области. Такого, к счастью, не произошло. В 2008 г. бывшее имение Строгановых-Голицыных после 120-летнего перерыва опять стало частным владением. С этого момента есть смысл вести новый отсчет времени в истории Марьино, которое начало возрождаться благодаря стараниям и инвестициям сегодняшней хозяйки усадьбы Галины Георгиевны Степановой, ее умению придать нужный импульс инициативам и трудам сплотившегося вокруг коллектива единомышленников — проектировщиков, реставраторов, искусствоведов, историков и т. д. Суть идеи состоит в намерении реализовать историческую функцию усадебного комплекса в современно востребованном формате. В этом отношении, а еще и учитывая, что реализация проекта осуществляется исключительно на деньги собственника, мы имеем дело с первым в масштабах страны опытом спасения памятника по инновационной, если угодно, модели. В планах, которые уже частично воплощены, дословно предусматривается «реконструкция объекта по состоянию на период наибольшего расцвета», что подведет почву под эффективную «эксплуатацию публичного интереса к историческим корням русской усадебной культуры и загородного дворянского быта».

Безукоризненно повторить все в том виде, как это было два века назад, не очень-то реально и совсем не оправдано в плане эффективности вложений. Иначе говоря, о консервативной музеефикации объектов вопрос здесь изначально не ставился. Реставрационная составляющая, тем не менее, не просто присутствует в этой дорогостоящей затее, но и является ее квинтэссенцией. В сравнении с другими аналогами, разбросанными по российским просторам, марьинская усадьба еще неплохо сохранилась. Следовательно, от чего оттолкнуться — есть.

Иконографическая и документальная база для производства восстановительных работ также существует, хотя почти все приходится запрашивать в музейных и прочих архивах, создавать свой, «копийный», вести серьезную исследовательскую и поисковую работу.

Несмотря на обилие объективных и субъективных трудностей, которые неизбежно возникают на любом непроторенном пути, за два с половиной реставрационных сезона здесь удалось сделать куда больше, чем позволяют себе некоторые государственные музеи с регулярным бюджетным финансированием. Главное, что все задачи по восстановлению первозданного облика и эксплуатационной пригодности объектов здесь решаются комплексно. Так, уже приведено в порядок одно из крылец восточного павильона и отреставрированы все восемь львов, украшавших входы во дворец, налажено его автономное отопление путем технологической реконструкции старой котельной. Тем временем в парке проведена полная санация зеленых насаждений с процедурами регулярного дендрологического лечения, удалением сухостоя, самосева, а также подсадкой более тысячи новых деревьев и кустов, прочищена гидросистема, устроены лужайки и проложены исторические дорожки, предусмотренные планом 1845 г., воссозданы въездные ворота на Липовой аллее, восстановлены четыре моста: исторический Каменный с водопадом, Желтый между прудами, Белый и Готический. Полным ходом идет реставрация восточного дворцового крыла загородного дома Строгановых, реконструируются инженерные коммуникации комплекса, осуществляется берегоукрепление р. Тосны на аварийном участке около дворца, а на левой стороне реки, около заброшенного пруда, не так давно построена настоящая русская баня.

Можно констатировать, что на сегодня большая часть помещений главного здания успешно приспособлена под Историко-культурный центр «Усадьба Марьино». Здесь отремонтированы и обставлены в духе времени жилые комнаты для приема гостей на длительные периоды и с полным пансионом. В парадных покоях работает и пополняется музейная экспозиция, формируются коллекции живописи, предметов декоративно-прикладного искусства и гардероб исторических костюмов XIX века. Обычным делом в Марьино стали интерактивные экскурсии по дворцу, парку и окрестностям усадьбы, а ежемесячные музыкальные салоны приобретают все большую популярность у петербургских (и не только!) эстетов.

Возможно, в совпадении инициалов новой владелицы усадьбы «С.Г.» с начальными буквами фамилий первой хозяйки — Строганова-Голицына — присутствует некоторая мистическая связь. Раздумывая над символикой для своего ООО «Усадьба Марьино», Галина Георгиевна, конечно же, не могла не обратить на это внимания. Даже сам факт, что с легкой руки одного журналиста госпожу Степанову в Санкт-Петербурге за глаза стали величать «новой Софьей Голицыной», ее нисколько не смущает. Напротив, это даже придает известному в городе бизнесмену и меценату нужные силы.

Г. Степанова:

– Русская дворянская усадьба — культурный срез нашей общей истории, не имеющий аналогий в мире. Наверное, это, прежде всего, среда, которая взращивала выдающихся деятелей искусств и наук, политиков и военных. Это и уютный семейный очаг в окружении прекрасных пейзажей, и особая атмосфера взаимоотношений между домочадцами, знакомыми, соседями… Сохранить это богатство, а, тем более, конструктивно вписать его в изменившуюся систему человеческих взаимоотношений непросто, но необходимо и возможно. Мы сейчас заняты именно этим.

Историческая Справка

Графиня Софья Владимировна Строганова, урожденная Голицына (1775-1845) — фрейлина четырех императриц, младшая дочь знаменитой «усатой княгини» и прототипа пушкинской Пиковой дамы Н. П. Голицыной, сестра московского генерал-губернатора князя Д. В. Голицына и статс-дамы Е. В. Апраксиной; жена генерала графа П. А. Строганова.

Софья Владимировна была младшим, а потому особенно любимым ребенком в семье и воспитание получила большей частью за границей, сопровождая мать в путешествиях по Европе, но в пятнадцатилетнем возрасте вернулась с родителями в Россию. Имея блестящее и самое разностороннее образование, она в то же время весьма плохо владела русским языком и впоследствии потратила немало труда, чтобы сгладить этот пробел. Воспитанная идеями просвещения, графиня Софья стремилась к постоянному самосовершенствованию, прославилась, в числе прочего, и тем, что перевела на русский язык вторую часть «Божественной комедии» Данте.

Голицыны были частыми гостями в подмосковной усадьбе Братцево у Екатерины Строгановой, где 17-летняя Софья и познакомилась с 20-летним сыном хозяйки дома Павлом, который за участие в революционных событиях 1789–90 гг. во Франции был отозван в Россию и сослан Екатериной II подальше от столицы в имение к матери. Молодые люди полюбили друг друга и 6 мая 1793 г. поженились. Для обоих это была блестящая партия. Первые годы супружества Строгановы жили в Москве, где в июне 1794 года у них родился первенец Александр.

С воцарением Павла I, который был крестным отцом П. А. Строганова, семья переехала в Петербург, поселившись в роскошном отцовском дворце на углу Невского и набережной Мойки. Совсем скоро Софья и Павел сделались самыми востребованными людьми в интимном круге общения великокняжеского двора. С. В. Строганова стала придворной дамой и близкой подругой будущей императрицы Елизаветы Алексеевны, ее муж — камергером и личным другом престолонаследника Александра. Согласно камер-фурьерскому журналу гармоничная чета постоянно украшала царственное застолье.

Графиня Роксандра Эдлинг писала о Софье Строгановой: «… Будучи очаровательно умна, она никогда не давала чувствовать свое превосходство; потребно много искусства, дабы скрыть такое обилие прелестей и добродетелей. Что до меня, то я восхищалась охотно и потому я любила графиню Строганову и полагаю, что невозможно встретить столько совершенств в одном лице…». Замечательно, что, будучи другом императрицы, Софья Владимировна не имела никаких придворных отличий. В 1806 г. Строгановой был пожалован статс-дамский портрет, однако та вернула его государю, прося удостоить этой чести свою мать, княгиню Н. П. Голицыну, что и было исполнено.

Комментарии:

Александр Марголис, сопредседатель СПб отделения ВООПИиК, генеральный директор Фонда возрождения Петербурга:

– Наше первое знакомство с Галиной Георгиевной Степановой состоялось вскоре после того, как город начал полниться слухами, что эта бизнес-леди вложила серьезные средства в приобретение бывшего загородного имения Строгановых-Голицыных под Тосно. Говорилось также о ее намерениях инвестировать проект комплексной реконструкции усадебного пространства, заняться реставрацией господского дома и других объектов на территории усадьбы.

Уже само по себе такое начинание представлялось крайне интересным, а поездка к месту событий, предпринятая, чтобы посмотреть на все собственными глазами, произвела довольно сильное впечатление. Сразу же стало ясно: происходящее в Марьино ни в коем случае нельзя воспринимать как прихоть состоятельного человека, его «дорогую игрушку» или, что гораздо хуже, замаскированное желание «по тихому» разобраться с памятниками, расчистив площадку под какую-нибудь новую стройку. К сожалению, отечественный девелоперский сектор нередко поступает именно таким образом. Здесь же охранная составляющая, наоборот, была поставлена «во главу угла». Больше того, у хозяйки имеется четкое представление (можно, если хотите, назвать это стратегическим видением), как возрождать ансамбль, вводя его в контекст современной российской жизни. И ведь в данном случае не обнаруживается никаких признаков прожектерства — все планы Степановой не просто реальны, но и начали воплощаться буквально с первых дней, а, главное, при участии видных архитекторов и искусствоведов, квалифицированных проектировщиков и реставраторов. Уникальная инициатива заслуживала, по меньшей мере, информационного «продвижения в массы». Поэтому я и решил организовать для питерских журналистов специальный пресс-тур в Усадьбу Марьино.

Следует отдавать себе отчет, что никакой реституции применительно к дореволюционной частной собственности дворянского сословия, в том числе на помещичьи усадьбы, предприниматься не будет. Такой вывод следует из вполне ясных разъяснений федеральной власти, сделанных в период, когда решался вопрос о возврате имущества РПЦ. Следовательно, не стоит и рассчитывать, что к нам хлынет поток отпрысков известных фамилий, оказавшихся в эмиграции, которые непременно займутся приведением в порядок родовых владений. Но что-то, тем не менее, надо делать! В той же Ленобласти с архитектурными памятниками, или, как принято сейчас говорить, объектами историко-культурного наследия, дела обстоят прескверно. Из сотен «дворянских гнезд», меньше века назад располагавшихся на ее территории, таких, которые еще можно возродить, остались считанные единицы. Каждый год с лица земли, невзирая на охранный статус, исчезают две-три усадьбы, тем временем государство в лице его конкретных региональных представителей демонстрирует свою неспособность содержать это богатство. Следовательно, пока не может идти и речи о его спасении без участия каких-то альтернативных сил, в данном случае частного сектора экономики.

Бизнесмены в большинстве своем особой активности здесь не проявляют. Они, я бы сказал, очень робко относятся к возможности взять на себя ответственность за тот или иной памятник. Вероятно, другие способы извлечения естественных дивидендов оказываются для них куда более быстрыми и доступными, нежели охранно-реставрационная деятельность. В этом смысле все, что делает Степанова в Усадьбе Марьино, становится в высшей степени важным прецедентом, неким ободряющим, вдохновляющим и стимулирующим примером. Беда в том, что госорганы в ответ на ее инициативу не торопятся предпринимать адекватных встречных шагов.

С другой стороны, известны десятки примеров, когда вслед за успешно завершенными реставрационными работами, памятник оказывается брошенным на произвол судьбы и в течении нескольких последующих лет обращается в руины. «Марьинская» история вряд ли будет развиваться по такому сценарию. Хозяйка во всех своих начинаниях демонстрирует себя как человек рачительный, обладающий хорошим вкусом, чувством ответственности и реалистичной оценкой перспективы. Первым делом, благодаря этому процесс восстановления и функциональной адаптации объектов комплекса организован как подобает. Многое из сделанного в усадьбе можно расценить как большие удачи. Присутствуют здесь и эксперименты, не всегда убедительные, на мой взгляд, но неизбежные для любого живого дела. К тому же Г. Степановой с единомышленниками совсем непросто проявлять себя в роли первопроходцев. В целом же, опыт, который они приобрели, взявшись за решение столь сложной задачи, необходимо подробно изучать, широко пропагандировать и применять как в Лениградской области, так и в других регионах страны.

Вячеслав Мозговой, художник-реставратор высшей категории, генеральный директор РМ «Наследие»:

– Когда о ком-то из представителей современного российского предпринимательства говорят еще и как о меценате-покровителе искусств, то это скорее воспринимается исключением из правила. Пока что ситуация такова. Вот и в практике нашей реставрационной мастерской, специализирующейся, главным образом, на произведениях монументальной пластики, частные заказы — увы, большая редкость. Одной из таких работ довелось заниматься в 2009-м году. От нас требовалось восстановить исторически достоверный облик восьми парных скульптур львов, изначально украшавших входы в барский дом Усадьбы Марьино.

Задача стояла в принципе понятная и решаемая, хотя в ее условии присутствовал один специфический нюанс: эта работа финансировалась не государством, не какой-то крупной корпорацией, а за счет личных средств нынешней владелицы архитектурно-паркового ансамбля. Не берусь судить обо всех реставрационных замыслах Галины Георгиевны Степановой, которые она уже воплотила или пока лишь собирается осуществить в масштабах своей усадьбы. Знаю только, что планы эти и достаточно амбициозны, и полностью соответствуют отечественным стандартам реализации проектов в области сохранения культурного наследия, и рассчитаны на поэтапное воплощение силами профессионалов.

О многом свидетельствует, к примеру, тот факт, что марьинских львов Г. Степанова хотела поручить исключительно мастерам серьезной квалификации. Другим обязательным требованием заказчицы было наличие у реставраторов достаточного опыта в практическом «общении» с русской скульптурной монументалистикой XIX в., знание всех искусствоведческих тонкостей предмета и особенностей такого непростого материала, как пудостский камень. Галина Георгиевна серьезно консультировалась со специалистами, проявляя удивительную настойчивость, последовательность и принципиальность в каждом вопросе.

В дальнейшем хозяйка музейно-гостевого комплекса активно содействовала тому, чтобы наша работа на объекте в полной мере отвечала нормам и правилам ведения реставрации, соблюдению методик и научно обоснованных технологий. Кроме того, Галина Георгиевна проявляла внимание ко всем без исключения мелочам, включая «бытовые». Она не только «ненавязчиво» контролировала рабочий процесс, но и сумела организовать его таким образом, чтобы никакие хозяйственные проблемы не отвлекали людей. Работать с Г. Степановой было легко и интересно. Так всегда бывает, когда ваш партнер полностью отдает себя делу, за которое берется, и лично старается проникнуть в его суть.

Борис Бейдер, почетный архитектор России, руководитель персональной мастерской:

– По заказу ООО «Усадьба Марьино» мы выполнили несколько архитектурно-реставрационных разработок, которые по целям, содержанию и структуре разделов принципиально отличались друг от друга. В частности, мастерская вела проекты восстановления Готического моста, воссоздания Въездных ворот и декорирования фасадов старинной водонапорной башни в парке. Для деятельности нашего творческого коллектива «музейная» тема не нова. Кроме того, с самой Галиной Георгиевной Степановой мы начали сотрудничать задолго до этого, занимаясь интерьерными решениями по ее же галерее «Петербургский художник» на набережной Мойки. Уже в тот период она проявила себя как вдумчивый и на редкость требовательный заказчик, искренне болеющий за результат и обладающий четким представлением о том, что должно будет получиться в итоге. Разумеется, несколько спокойнее и проще работать без вмешательств извне, о чем, возможно, втайне только и мечтают некоторые архитекторы. Совсем другое дело, когда авторский замысел не воспринимается безапелляционно, а может оспариваться и потом еще некоторое время осмысливаться, прежде чем ему будет вынесен окончательный вердикт. Ты ждешь, еще и еще раз самостоятельно оцениваешь достоинства и недостатки своей работы, сомневаешься, появляется «творческий адреналин», возникают какие-то новые идеи… Взаимодействие с Г. Г. Степановой всегда строится по этой схеме, и, поверьте, проектировать таким образом значительно интереснее, но важнее всего, что на выходе возникает как раз то, к чему все стремились.

Наталья Корж, начальник департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области:

– Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 30.08.60 г. № 1327, а также Указу Президента РФ № 175 от 20.02.95 г. Усадьба Марьино является объектом культурного наследия федерального значения. Идея сохранения, восстановления и современного использования этого памятника в качестве гостевого и историко-культурного центра, которую в свое время предложила Галина Степанова, в нашем департаменте нашла полную поддержку. Особого внимания заслуживала инициатива владелицы воссоздать в усадьбе частный музей дворянского быта, аналогичный существовавшему в Марьино с 1918 по 1928 гг.

Подразумевалось, что все исследовательские, проектно-изыскательские и ремонтно-реставрационные мероприятия на объектах комплекса будут осуществляться за счет средств собственника. Стоит заметить, что до этого момента ни на территории нашей области, ни в большинстве других российских регионов никто из бизнесменов не предпринимал попыток заняться решением охранных задач в подобных масштабах. Тем не менее, начиная с 2008-го года, в усадьбе был освоен значительный объем запланированных работ, которые полностью отвечают требованиям действующего законодательства об объектах культурного наследия. Кроме того, к выполнению подрядов здесь, как правило, привлекаются квалифицированные организации и мастера различной реставрационной специализации, а вся их работа координируется специально учрежденным предприятием — ООО «Усадьба Марьино». На наш взгляд, возвращение первоначального облика старинному дворянскому владению одновременно с наделением его такой функцией, которая близка к исторической, является достойным примером возрождения национальных культурных традиций.