Заснеженная дорога, уводя все дальше в лес от оживленной трассы "Россия", взлетела на пригорок, потом изворотливо попетляла по длинной деревенской улице и вдруг справа открыла взору Строгановскую усадьбу, изысканно желтеющую на ослепительно белом покрывале снега. Впрочем, этот архитектурный ансамбль безукоризненно прекрасен в любое время года: в угольной графике вековых деревьев ранней весной, во всех оттенках зеленого крапа летом и в золотисто-огненных всполохах листопадной осени.
Марьино. Скоро исполнится 200 лет творению архитекторов Колдина и Никитина, а эта жемчужина русского зодчества не перестает удивлять своей красотой и изяществом. А в настоящее время еще и обновлением, и жизнью, которая наполнила эти своды.
В первое воскресенье марта мы едем сюда на Масленицу. Хозяйка усадьбы Галина Георгиевна Степанова пригласила нас на этот народный праздник, а нам очень любопытно было узнать (не из рассказов писателя Шмелева), как в дворянских усадьбах веселились и кланялись приходу весны и света.
Площадь перед дворцом тщательно очищена. Снег пригодился для лепки снеговиков, в кружок вставших у стилизованного под фонтан сооружения из световых гирлянд. Другая часть пошла на строительство снежной крепости - с башенками и бойницами. В центре - под три метра - нарядное чучело Масленицы. А вот и удалые песенники с гармонистом.
Им, голосистым, и легкий морозец нипочем. Запели, запританцовывали, тут и у всех гостей ноги пустились в пляс. Русское, глубинное, народное живет в каждом из нас и проявляется легко, неожиданно, словно кто-то учил нас этому. И пошло по кругу гулянье, и приговорки посыпались сами собой. Кто бросился обряжать в яркие наряды снеговиков, другие решили брать наскоком крепость. И пошла-поехала веселая битва, чтобы и силушку показать, и препятствие одолеть. А тут с метелкой из прутиков и скоморох появился. Что предложил? Ленточки повязать да каждому при этом желание загадать, от каких пороков человек избавиться хочет. Вмиг расхватаны ленточки, и метелка стала пушистой от множества завязочек. Всем хотелось расстаться с плохим и неприятным. А теперь что? Эту метелку да под юбку Масленице и искорку огня туда добавили. И занялся жаром великий оберег, пожирая в пламени все наши негативные помыслы.
Разрумянился народ, глаза друг другу навстречу радостью лучатся, а девушки на выданье выхватили из пылающего костра сажи немножко и лица свои разукрасили. Это чтобы заметнее стать и жених скоро появился. Такое уж народное поверье.
Но недаром праздник в Марьине был обозначен как масленичный салон. Надышавшись свежим воздухом, публика перетекла в белый зал усадьбы. И по обычаям русских дворянских приемов, здесь каждый присутствующий почувствовал себя перенесенным в XIX век и приглашенным на вечер к графам Строгановым-Голицыным. Дефилировали дамы в шляпках и кринолинах, звучала фортепианная музыка, солистка Мариинского театра исполняла популярные арии, а воспитанницы Тосненской школы искусств (руководитель Н. Сенчурова, концертмейстер К. Мякиш) показали свое вокальное мастерство, перевоплотившись в дворянских девочек, росших в этой семье.
Хорошие манеры, тонкий вкус, атмосфера высокой духовности. Приятно было ощущать себя человеком, попавшим в высшее общество. Но что-то чуть тревожило. Что? Казалось, незримо, вот тут, среди нас, витает дух той самой графини, ставшей прообразом бессмертных произведений поэта А. С. Пушкина и композитора П. И. Чайковского – Пиковой дамы. Да-да, она жила именно здесь, в Марьине. И возможно, сиживала как раз на том самом месте, где я поставила свой стул, чтоб наслаждаться волшебной музыкой и историями давно ушедших дней.
А потом все отправились знакомиться с дворцовыми интерьерами, спускались в подвальные помещения, чтоб увидеть предметы русского быта, удивиться сводчатой кирпичной кладке, которой нипочем столетия и мерзость запустения, которая царила тут в двадцатом веке.
И был торжественный званый ужин в роскошном охотничьем зале, где хозяйка Галина Георгиевна радушно приветствовала всех, кто собрался в ответ на ее приглашение.
Усадьба Марьино зажила своей привычной одухотворенной жизнью.