История Усадьбы Марьино
Возрождение
2008 год

В 2008 году Марьино вновь оказалось в частных руках и сейчас развивается как историко-культурный центр, оставаясь при этом памятником архитектуры первой половины XIX в. Федерального значения. Марьино сегодня – новая форма сохранения памятника как музейной ценности и культурного наследия.

Под руководством владелицы имения Галины Георгиевны Степановой (петербургский меценат и коллекционер, основатель музейно-выставочного центра «Петербургский Художник» на Мойке, 100) ведутся масштабные ландшафтные работы: проведена расчистка английского парка, сделан дренаж на трех полянах, высажено более тысячи деревьев и кустарников. За деревьями организован тщательный уход – на каждом из них теперь есть бирка с номером; все старовозрастные деревья пролечены профессиональным дендрологом. Восстановлены дорожки согласно плану 1845 года. Выстроен новый мост через реку Тосну; реконструированы шесть исторических мостов, перекинувшихся через ответвления реки и искусственные каналы. Как и в былые времена, перед усадебным парком опять стоят въездные ворота (по проекту современного архитектора Б. Бейдера), а очищенный каскад прудов дает возможность увидеть водопады и плотины такими, какими они были в XIX веке. Водонапорная башня обрела новый декор фасада.

Колоссальные усилия Галины Георгиевны и ее коллег были по достоинству оценены жюри шестого фестиваля «Российская национальная премия по ландшафтной архитектуре», - ландшафтный парк усадьбы Марьино получил золотой диплом в номинации «Лучший нереализованный проект культурного и исторического наследия». Слово «нереализованный» в названии номинации объясняется тем, что еще далеко не все планы энергичной владелицы усадьбы по обустройству территории поместья претворены в жизнь.

Галина Георгиевна Степанова, владелица усадьбы Марьино

За несколько лет удалось частично восстановить и сам дворец. Заново возведены стены разрушенного во время войны ризалита у левого крыла здания. Отреставрированы восемь скульптур львов, сделанных из пудожского камня, которые с 1821 года украшали входы четырех флигелей дворца. Серьезная работа проведена в интерьерах, которые, хотя и выполнены современными мастерами, тем не менее, воссоздают атмосферу старинного усадебного дома. Все работы по восстановлению имения ведутся при участии видных архитекторов и искусствоведов, квалифицированных проектировщиков и реставраторов.

В парадных помещениях работает музейная экспозиция, формируются коллекции живописи, предметов декоративно-прикладного искусства и исторических костюмов XIX века. Здесь есть как подлинные, местные «находки с чердака», так и тщательно подобранные аналоги предметов хозяйственного и ремесленного быта – коллекции старинных самоваров и прялок, предметов упряжи, винных бочек и бутылок, напоминающих об изобильном винном погребе при Строгановых-Голицыных.